
Новые виды экологически чистого топлива, включая водород, аммиак и устойчивые виды горючего, обеспечат более четверти всех сокращений выбросов в Азиатско-Тихоокеанском регионе к 2050 году. К такому выводу пришли эксперты независимой консалтинговой компании DNV в своем новом докладе. Хотя основной вклад в достижение углеродной нейтральности региона внесут электрификация и расширение использования возобновляемых источников энергии, именно новые энергоносители станут ключом к декарбонизации наиболее сложных отраслей.
Речь идет о шести секторах промышленности, где прямой переход на электричество затруднен или невозможен: авиация, морские перевозки, металлургия, энергетика, производство промышленных химикатов и цемента. Чистые виды топлива не только повысят устойчивость этих отраслей, но и ускорят экономическое развитие, а также укрепят энергетическую безопасность региона, снизив его зависимость от глобальных ценовых шоков и дефицита поставок.
Исследование подчеркивает, что без новых энергоносителей достичь нулевых выбросов невозможно. «Водород, аммиак, устойчивые виды топлива и улавливание углерода необходимы для отраслей, которые трудно декарбонизировать. Без их масштабного внедрения эти секторы рискуют остаться позади», — заявил Брис Ле Галло, вице-президент DNV в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По его словам, грядущая трансформация потребует «крупных инвестиций, прочных партнерских отношений и смелых инноваций».
Географический дисбаланс между странами с потенциалом для дешевого производства и странами с высоким промышленным спросом приведет к формированию нового рынка. По прогнозам DNV, около 81% новых видов топлива будет поставляться в рамках международной торговли. К 2050 году Япония, Южная Корея и Сингапур станут крупнейшими потребителями, но из-за ограниченности собственных ресурсов будут сильно зависеть от импорта. В то же время Австралия имеет все шансы стать ведущим поставщиком для удовлетворения регионального спроса.
Для каждой отрасли определен свой путь. «От устойчивого авиационного топлива в небе до аммиака и метанола, приводящих в движение суда в Сингапуре, и водорода для производства „зеленой“ стали — у каждого сектора есть четкая траектория», — пояснил Томас Коллер, региональный руководитель DNV по водороду и аммиаку. Важную роль также будет играть технология улавливания и хранения углерода (CCS), особенно в металлургии и производстве цемента, где электрификация пока нецелесообразна.
Для удовлетворения будущего спроса потребуется создание колоссальной инфраструктуры. По расчетам, к 2050 году региону понадобится около 12 миллиардов солнечных панелей и 2,7 миллиона ветряных турбин. Для сравнения, это почти в 240 раз превышает текущую совокупную мощность солнечной и ветровой энергетики Австралии. Кроме того, необходимо будет построить 189 новых портов и 1221 специализированное судно-перевозчик.
Эксперты DNV выделяют три стратегических приоритета для ускорения перехода: создание устойчивых региональных цепочек поставок через инвестиции в инфраструктуру и согласование стандартов, эффективное управление ресурсами биомассы для авиации и судоходства, а также стимулирование улавливания углерода с помощью рыночных механизмов, таких как ценообразование на выбросы и обязательные нормативы. «Сильная политика во всех странах имеет решающее значение для ускорения внедрения новых источников энергии и решения таких проблем, как высокая стоимость, отсутствие инфраструктуры и несогласованность стандартов», — заключил Ле Галло, отметив, что практическое сотрудничество между странами поможет масштабировать промышленную декарбонизацию.
Для цитирования:
Алихан Ташенов. Зеленый водород обеспечит четверть декарбонизации Азии к 2050 году [Электронный ресурс] // Зеленый водород. – 2025. – URL: https://greenh2.ru/h2/563663 (көрсетілген уақыты/дата обращения: 30.10.2025).



