Порт Аликанте запускает проект по производству зеленого водорода



Порт Аликанте в Испании сделал важный шаг в реализации своей стратегии устойчивого развития, объявив о начале предварительных рыночных консультаций для подготовки к будущей концессии на строительство завода по производству зеленого водорода. Инициатива под названием PORTALI-H2 призвана сделать порт энергетическим лидером в Средиземноморье в соответствии с целями Европейского союза по декарбонизации экономики.

Консультационный процесс будет открыт до 30 сентября 2025 года и нацелен на привлечение максимального числа операторов. Этот механизм, регулируемый Законом о государственных контрактах, все чаще используется для подготовки сложных тендеров. В данном случае портовое управление стремится определить наиболее жизнеспособные технологии, сопоставить сроки и бюджеты, а также убедиться, что окончательный проект завода будет отвечать потребностям порта и его логистической экосистемы.

Проект PORTALI-H2 преследует амбициозные цели, выходящие за рамки простого строительства объекта. Хотя минимальная мощность завода составит 1 МВт, его главная задача — трансформировать энергетическую систему порта. Ключевые цели включают обеспечение не менее 70% годового потребления энергии за счет возобновляемых источников, внедрение водорода в качестве топлива для портовой техники, а также для морского и наземного транспорта. Это позволит значительно сократить выбросы CO2 и зависимость от ископаемого топлива, что соответствует планам Европейского зеленого курса и пакета мер ЕС Fit for 55.

Кроме того, проект направлен на стимулирование исследований и сотрудничества с университетами и технологическими центрами. Порт Аликанте планирует стать «живой лабораторией» для энергетических инноваций, где будут тестироваться и внедряться новые решения. Таким образом, PORTALI-H2 не только снизит углеродный след, но и превратит порт в стратегический энергетический узел, способный генерировать знания, привлекать частные инвестиции и предлагать устойчивые решения для всей логистической цепи.

Одной из главных особенностей проекта является модель государственно-частного партнерства. Портовое управление не будет выделять прямые государственные средства на строительство. Вместо этого разработка и эксплуатация завода будут переданы частным компаниям на основе публичной концессии. Такая схема стимулирует участие бизнеса, привлечение частного капитала и технологий, позволяя порту ускорить свой энергетический переход, опираясь на опыт и конкурентоспособность частного сектора.