
Водородная промышленность Великобритании набирает обороты: новаторские проекты переходят от бумажных планов к реальному воплощению. В преддверии обновления государственной Водородной стратегии, запланированного на конец 2025 года, аналитический центр Hydrogen Energy Association (HEA) обновил свою карту водородных проектов в стране. На ней появились десятки новых инициатив, что отражает масштаб деятельности по декарбонизации промышленности, созданию качественных рабочих мест и укреплению энергетической безопасности нации.
Водород давно признан критически важным элементом на пути Великобритании к нулевым выбросам, особенно для секторов, которые трудно поддаются декарбонизации, таких как тяжелый транспорт, промышленность и строительство. Правительство уже взяло на себя серьезные обязательства, подкрепленные значительным государственным финансированием. Однако сегодня лидеры отрасли предупреждают, что для сохранения конкурентного преимущества в глобальной водородной гонке необходимы дальнейшая ясность в политике и постоянная поддержка.
Доктор Эмма Гатри, генеральный директор Hydrogen Energy Association, заявила: «Водород — это уже не технология завтрашнего дня, он внедряется сегодня. Наши участники создают проекты, которые обеспечат декарбонизацию транспорта, промышленности и строительства, создавая при этом рабочие места и укрепляя энергетическую безопасность Великобритании. В преддверии обновления правительственной стратегии настало время удвоить поддержку этого сектора. Четкая и последовательная политика откроет путь для дальнейших частных инвестиций, ускорит реализацию и гарантирует, что Великобритания останется конкурентоспособной в глобальной водородной гонке».
По всей стране реализуются проекты, доказывающие потенциал водорода. Например, компании N-Gen Energy Solutions и Hygen Energy строят в Брэдфорде завод по производству и заправке водородом. С начала 2028 года он будет производить до 12,5 тонн водорода в сутки, чего достаточно для заправки 800 автобусов. Ожидается, что проект создаст 125 рабочих мест и принесет местной экономике 120 миллионов фунтов стерлингов.
Для строительного и других секторов, работающих без подключения к центральным сетям, компания ULEMCo разработала мобильную заправочную станцию HyTANKa. Эта автономная платформа, работающая на водороде, решает одну из главных проблем декарбонизации — отсутствие заправочной инфраструктуры на объектах. Она служит практичной заменой дизельным топливозаправщикам, значительно сокращая выбросы.
В то же время компания Fuel Cell Systems находится в центре создания первого в стране грузового коридора на водородном топливе. Она разворачивает заправочную инфраструктуру вдоль трассы M4 между Лондоном и Бристолем. Этот проект позволит к лету 2026 года вывести на дороги 30 тяжелых грузовиков на водороде, что, по оценкам, позволит сократить выбросы углерода на 1900 тонн в год. «Этот проект призван превратить водородные грузоперевозки из теории в практику и показать, как местный бизнес может стать образцом для национального успеха в достижении нулевых выбросов», — отметил доктор Ли Джуби, генеральный директор Fuel Cell Systems.
Компания GeoPura демонстрирует, как водородная энергия может обеспечивать чистое и надежное электроснабжение в самых разных сферах. Ее водородные энергоблоки (HPU) заменяют дизельные генераторы на крупных мероприятиях, таких как музыкальные фестивали Latitude и Isle of Wight, и на съемках фильмов, включая «Аббатство Даунтон». Технология с нулевым уровнем выбросов также используется на крупных строительных и инфраструктурных объектах. В рамках проекта HyMarnham Power компания GeoPura производит зеленый водород на месте бывшей угольной электростанции, превратив ее в центр чистой энергии.
Прорывную технологию предлагает компания HiiROC из Хамберсайда. Ее процесс, названный термическим плазменным электролизом, позволяет производить низкоуглеродный водород и твердый углерод без выбросов CO2. Этот метод более энергоэффективен, чем традиционный электролиз, и может использовать в качестве сырья промышленные отходы. Полученный чистый водород используется для энергетики, а сопутствующий углеродный продукт находит применение в производстве шин, чернил, пластмасс и асфальта. Первый коммерческий запуск технологии запланирован на 2026 год, что открывает путь к экономически выгодной декарбонизации промышленности.
Для цитирования:
Аружан Ибраева. Водородная гонка: Великобритания переходит от планов к реальным проектам [Электронный ресурс] // Зеленый водород. – 2025. – URL: https://greenh2.ru/h2/433831 (көрсетілген уақыты/дата обращения: 13.11.2025).




