Азия возглавляет переход судоходства на зеленое водородное топливо



Азиатско-Тихоокеанский регион становится ключевым полигоном для создания сетей производства и поставок экологически чистого топлива на основе водорода, которое необходимо для декарбонизации мирового судоходства. Об этом говорится в новом отчете технологической компании Accelleron, специализирующейся на решениях для морской и энергетической отраслей.

Несмотря на готовность судов и технологий к переходу на нулевые выбросы, отрасль сталкивается с главной проблемой — нехваткой самого топлива. «Корабли готовы. Технологии для нулевых выбросов готовы. Топлива все еще нет», — заявил генеральный директор Accelleron Даниэль Бишофбергер. Он отметил, что судовладельцы уже готовят флот к работе на электронном аммиаке и метаноле — видах топлива, производимых с помощью «зеленого» водорода. Именно они считаются основой для достижения климатической нейтральности в морских перевозках.

Азиатско-Тихоокеанский регион вырвался вперед благодаря уникальному сочетанию факторов: экономического масштаба, политической воли и огромных промышленных ресурсов. В отличие от других частей света, здесь рассматривают развитие водородной энергетики не только как способ снизить выбросы, но и как основу для долгосрочной энергетической безопасности. Даже задержки с принятием глобальных экологических норм Международной морской организацией не замедлили темпы декарбонизации в регионе.

Для преодоления начальных трудностей с распределением топлива страны Азии внедряют модульные модели производства и так называемые системы «book and claim». Последние позволяют компаниям закупать сертифицированное «зеленое» топливо, стимулируя его производство, даже если оно физически недоступно в конкретном порту. Эти шаги, подкрепленные государственными субсидиями для производителей, создают прочный фундамент для новой топливной инфраструктуры, связывая порты, промышленные кластеры и бункеровочные центры.

Однако, несмотря на прогресс в создании предложения, спрос со стороны морского транспорта остается недостаточным для запуска массового производства. Основная причина кроется в отсутствии экономических стимулов для потребителей. В регионе практически нет систем ценообразования на углеродные выбросы для судов или других мер, которые бы мотивировали перевозчиков переходить на более дорогое экологичное топливо. Отрасль ожидает, что такие правила будут введены на глобальном уровне.

Опыт Азии демонстрирует несколько ключевых уроков для мирового рынка. Во-первых, эффективные экосистемы могут развиваться и без глобального регулирования, если правительства и промышленность наладят тесное сотрудничество. Во-вторых, гармонизация стандартов хранения, сертификации и бункеровки между соседними странами укрепляет региональные потоки спроса и предложения. В-третьих, существующие торговые коридоры, такие как маршрут перевозки железной руды между Австралией, Сингапуром и Китаем, могут стать основой для развертывания новой топливной инфраструктуры.

«Наш новый отчет показывает, как переход на водородное топливо начинает обретать реальные черты», — заключил Аллан-Цинчжоу Ван, председатель Accelleron в Китае. По его словам, различные подходы, применяемые в Азиатско-Тихоокеанском регионе, служат практическим примером того, как могут функционировать будущие топливные сети, закладывая основу для их дальнейшего масштабирования по всему миру.