В Нидерландах открыли центр для испытаний водородных авиадвигателей



Королевский нидерландский аэрокосмический центр NLR официально ввел в эксплуатацию уникальный испытательный комплекс Energy to Propulsion Test Facility (EPTF) в городе Маркнессе. Новая модульная площадка предназначена для исследований в области водородно-электрических силовых установок для самолетов. Она предоставит стартапам, малому и среднему бизнесу, а также промышленным партнерам оптимальные условия для безопасного и всестороннего тестирования сложных инноваций, что должно ускорить переход авиации на экологически чистые технологии.

Создание такого центра является частью глобальной стратегии по декарбонизации. Европейский союз поставил цель достичь климатической нейтральности к 2050 году, что требует значительного сокращения выбросов CO2 в транспортном секторе. Именно поэтому NLR активно инвестирует в исследования водорода как альтернативного вида авиационного топлива. Для дальнемагистральных перелетов наиболее подходящим вариантом в обозримом будущем останется экологичное авиационное топливо SAF, однако для большинства мировых рейсов возможны другие решения.

«На самых коротких маршрутах с небольшим количеством пассажиров новые возможности открывают самолеты на аккумуляторных батареях», — поясняет Мартин Нагельсмит, технический директор NLR. Для региональных перевозок на расстояние до 2000 км многообещающим решением являются водородно-электрические самолеты. На дистанциях до 4000 км, которые покрывают большинство европейских маршрутов, в том числе в Северную Африку, целесообразно использовать технологию сжигания водорода. На такие полеты приходится до половины всех выбросов CO2 в авиации.

Комплекс EPTF стал первым в Европе, где можно в интегрированном режиме тестировать всю силовую установку водородно-электрического самолета или ее отдельные компоненты. Что особенно важно, площадка открыта для внешних партнеров. «Газообразный водород легок, но занимает слишком много места, а баллоны для сжатого газа слишком тяжелы. Поэтому для самолетов лучшим вариантом является жидкий водород», — рассказывает Пол Арендсен, руководитель отдела конструкций и оценки NLR. По его словам, охлаждение топлива до минус 253 °C сопряжено со значительными техническими трудностями, и предстоит провести множество исследований, чтобы понять, как компоненты и композитные баки ведут себя в таких экстремальных условиях.

Безопасность остается главным приоритетом. «При комнатной температуре водород — нетоксичный газ без цвета и запаха. При безопасном хранении и использовании он не опаснее других видов топлива», — комментирует Арендсен. Комплекс EPTF оснащен масштабными мерами безопасности, включая ограничение рисков воспламенения, большие вентиляционные отверстия и соблюдение дистанции между компонентами, что позволяет проводить испытания в полностью контролируемой среде.

Переход на зеленый водород открывает большие экономические возможности, но требует решения технологических и эксплуатационных задач в сжатые сроки. С помощью нового центра NLR стремится поддержать компании, позволив им быстрее и надежнее проверять свои разработки. Ускорение процесса тестирования и валидации водородных технологий сократит путь к их выходу на рынок и поможет быстрее достичь глобальных климатических целей.