Airbus и MTU Aero Engines объединяют усилия для разработки водородных топливных элементов, которые призваны стать движущей силой авиации будущего. Важный шаг на этом пути – меморандум о взаимопонимании, подписанный на 55-м Парижском авиасалоне в июне 2025 года. Это событие знаменует новый этап в стремлении к декарбонизации воздушного транспорта.
Подписи под документом поставили руководитель перспективных программ Airbus Бруно Фишфё и старший вице-президент по инжинирингу и технологиям MTU доктор Штефан Вебер. Это партнерство опирается на совместный опыт Airbus, пионера в области водородной авиации с проектом ZEROe, и MTU Aero Engines, признанного эксперта по двигателям для гражданских и военных самолетов. Сотрудничество последовало за решением Airbus сосредоточить исследования на полностью электрическом самолете на водородных топливных элементах – области, где MTU демонстрирует признанную экспертизу благодаря своей концепции Flying Fuel CellTM.
Соглашение определяет трехэтапную дорожную карту. Сначала партнеры сосредоточатся на совершенствовании ключевых технологических компонентов для двигателя в рамках совместных исследовательских проектов, таких как программа «чистая авиация». Затем последует согласование научно-исследовательских планов обеих компаний в области водородных технологий. Результаты этих совместных изысканий позволят сторонам рассмотреть третий этап – разработку двигателя на топливных элементах для самолета на водородном топливе.
Бруно Фишфё, руководитель перспективных программ Airbus, подчеркивает, что их фокус на технологии полностью электрических топливных элементов для будущих водородных самолетов демонстрирует уверенность и прогресс компании в этой области. Он отмечает, что сотрудничество с MTU идеально дополняет собственные разработки Airbus. Это партнерство, по его словам, позволит объединить коллективные знания, ускорить созревание критически важных технологий и в конечном итоге создать революционную водородную силовую установку для будущих коммерческих самолетов. Фишфё добавляет, что они не просто представляют себе устойчивое будущее полетов, а активно его создают.
Доктор Штефан Вебер, старший вице-президент по инжинирингу и технологиям MTU Aero Engines, заявляет, что как мирового эксперта по двигателям, их компанию ведет видение революционной концепции силовой установки, обеспечивающей практически безэмиссионные полеты. Он говорит, что сегодня MTU находится в центре обширной экосистемы партнеров, стремящихся к полной электрификации силовой установки с использованием технологии топливных элементов. Партнерство с Airbus, по его мнению, открывает возможность совместно решать вопросы как технологической зрелости, так и интеграции платформы. Вебер считает, что их совместные усилия в ближайшие годы станут первым шагом на пути к потенциальной разработке продукта в будущем.
Водород обладает потенциалом сыграть решающую роль в долгосрочной декарбонизации авиации и произвести революцию в воздушном транспорте, сравнимую с электромобилями в автомобильном секторе. С этой целью Airbus стремится вывести на рынок коммерческий самолет на водородном топливе. Проект ZEROe был запущен в 2020 году для изучения двух основных технологий водородных двигателей: сжигания водорода и водородных топливных элементов. В марте 2025 года на саммите Airbus компания объявила о концентрации усилий на полностью электрической силовой установке на топливных элементах. Результаты испытаний прототипа топливного элемента и силовой установки, а также исследования в области сопутствующих технологий, таких как криогеника, подтверждают жизнеспособность этой технологии.
Помимо авиационных технологий, Airbus продолжит способствовать формированию экономики водородной авиации и соответствующей нормативно-правовой базы. Эти факторы также являются критически важными для масштабного внедрения полетов на водородном топливе.