£17 млн на водородное небо: Британия рвется в лидеры «зеленой» авиации



Британская компания Intelligent Energy (IE), специализирующаяся на производстве водородных топливных элементов, получила финансирование в размере 17 миллионов фунтов стерлингов. Эти средства будут направлены на ускоренную разработку новой системы водородных топливных элементов с нулевым уровнем выбросов, которая сможет обеспечивать энергией коммерческие самолеты уже в ближайшее десятилетие. Грант выделен в рамках программы ATI, осуществляемой совместно Аэрокосмическим технологическим институтом (ATI), Министерством бизнеса и торговли, а также агентством Innovate UK. Финансирование поддержит трехлетний проект под названием HEIGHTS, цель которого – разработка существующей модульной авиационной платформы топливных элементов IE мощностью 300 кВт для использования в самолетах следующего поколения. Первоначально новые системы найдут применение в электрических летательных аппаратах с вертикальным взлетом и посадкой (eVTOL) и пригородных самолетах малой дальности. Ожидается, что новая система топливных элементов IE-FLIGHT™ 300 будет введена в эксплуатацию на самолетах класса Part 23 (вместимостью до 19 пассажиров) к концу текущего десятилетия. В планах на 2030-е годы – масштабирование технологии для более крупных региональных лайнеров (Part 25). Проект призван решить одну из главных проблем традиционных топливных элементов – поддержание оптимальной рабочей температуры без установки громоздких систем охлаждения, создающих значительное аэродинамическое сопротивление. В авиации минимизация размера теплообменника имеет решающее значение для снижения массы и сопротивления, а также для оптимизации общей эффективности полета. Запатентованная IE технология прямого впрыска воды использует конденсаторы с воздушным охлаждением, которые имеют меньшую лобовую площадь по сравнению с традиционными радиаторами на основе жидкого гликоля. В рамках проекта HEIGHTS компания продолжит усовершенствование этого инновационного метода охлаждения для существенного уменьшения размеров теплообменника. Эти инвестиции поступают в то время, когда авиационная отрасль испытывает все большее давление с целью сокращения вредных выбросов. Аккумуляторные батареи по-прежнему ограничены по весу и дальности полета, в то время как водородно-электрические силовые установки набирают популярность как более чистая и масштабируемая альтернатива. Данный проект знаменует собой важный шаг вперед для Intelligent Energy, а разработанная ею технология топливных элементов сулит авиационному сектору значительные экологические и экономические выгоды. Переход на системы топливных элементов в сегментах eVTOL, субрегиональных и региональных самолетов, а также использование их в качестве вспомогательных силовых установок (ВСУ) на более крупных лайнерах может сократить выбросы CO2 на 25,6 миллиона тонн в год. По оценкам IE, общая рыночная стоимость этого направления, включая продажи и обслуживание, составит 19,6 миллиарда фунтов стерлингов, а расширение производства способно создать до 1600 новых рабочих мест. «Эта программа нацелена на то, чтобы как можно скорее поднять в воздух водородные самолеты и ввести их в эксплуатацию в промышленных масштабах», – заявил Дэвид Вулхаус, генеральный директор Intelligent Energy. «Мы твердо верим, что водород станет основным источником энергии для полетов – сначала для небольших самолетов, а в долгосрочной перспективе и для всех летательных аппаратов. В Intelligent Energy мы обладаем интеллектуальной собственностью, основанной на 24-летнем опыте, что дает нам уверенность в возможности стать техническим лидером в этом секторе. Данный проект поможет нам сделать нашу модульную систему еще меньше, легче и более масштабируемой», – добавил он. Проект HEIGHTS (Hydrogen Efficient fuel cell Integrated in a High Temperature System – «Высокоэффективный водородный топливный элемент, интегрированный в высокотемпературную систему») основывается на предыдущем участии Intelligent Energy в программе H2GEAR, отдельном проекте под эгидой ATI, возглавляемом GKN Aerospace. Он опирается на обширный опыт компании в авиации, включая обеспечение энергией первого в мире пилотируемого полета на топливных элементах совместно с Boeing в 2008 году. Поддержку проекту окажут Исследовательский центр передовых производственных технологий Университета Шеффилда (AMRC), Университет Ковентри и Центр производственных технологий (MTC). Объявление о финансировании является важной вехой для авиационного подразделения IE. В феврале компания была названа стратегическим партнером в программе Управления гражданской авиации Великобритании «Водородный вызов». IE также расширяет свою деятельность в Великобритании. Помимо производственной базы в Лафборо, компания укрепляет свои возможности по тестированию и валидации, открывая этим летом новый испытательный центр топливных элементов стоимостью 7,1 миллиона фунтов стерлингов в Нортгемптоншире. «Мы быстро расширяемся, потому что у Великобритании есть уникальная возможность укрепить свое мировое лидерство в водородной авиации и создать мощный отечественный производственный потенциал, – подчеркнул Вулхаус. – Водородная экономика для авиации станет крупным промышленным сектором, и эта поддержка со стороны ATI помогает сохранить наши технологии здесь, в Великобритании». Жаклин Касл, главный технический директор Аэрокосмического технологического института, отметила: «Водород как источник топлива является неотъемлемой частью технологических дорожных карт ATI для будущих энергетических и двигательных систем. Мы рады поддержать программу HEIGHTS компании Intelligent Energy, которая опирается на ее предшествующий опыт в разработке топливных элементов и включает новые подходы к решению проблем терморегулирования, связанных с интеграцией в летательные аппараты». «Проект FlyZero, инициированный ATI, выявил потребность в высокотемпературных топливных элементах и наличии в Великобритании экспертных знаний мирового уровня в области терморегулирования. Нынешний проект объединяет эти два аспекта для разработки, как мы ожидаем, эффективного и энергоемкого решения для полетов с нулевым уровнем выбросов углерода», – заключила она.

«Зеленый» альянс: MAIRE, Азербайджан и Узбекистан на пути к декарбонизации

Водород из воздуха: NovaSpark получает инвестиции на революционную технологию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *