В Великобритании стартовал амбициозный проект SUPERCOOL стоимостью 1,5 миллиона фунтов стерлингов, нацеленный на создание прорывной технологии для будущего экологичной авиации. Технологическая компания HyFlux в сотрудничестве с ведущими научными центрами работает над криогенной системой охлаждения, предназначенной специально для водородно-электрических самолетов.
Достижение полетов с нулевым уровнем выбросов требует инновационных решений, одним из которых являются сверхпроводящие электродвигатели. Их ключевое преимущество — высокая эффективность, однако для работы им необходимы экстремально низкие температуры, достигающие минус 240°C. Главная задача проекта SUPERCOOL — спроектировать, изготовить и протестировать легкую и надежную систему, способную поддерживать такой холод на борту воздушного судна.
Проект объединил сильные стороны нескольких организаций. Компания HyFlux возглавляет работу, отвечая за общую архитектуру системы и коммерческую стратегию. Центр передовых производственных исследований Университета Шеффилда AMRC окажет поддержку в инженерной проверке и интеграции компонентов. В свою очередь, Институт передовых автомобильных силовых установок IAAPS, входящий в состав Университета Бата, предоставит свою уникальную испытательную инфраструктуру для проверки работоспособности системы в реальных условиях с использованием жидкого водорода.
Финансирование в размере 1,1 миллиона фунтов стерлингов предоставлено в рамках программы Института аэрокосмических технологий ATI, а оставшуюся часть покрывает сама компания HyFlux. «Этот проект знаменует собой решающий шаг вперед в реализации нашего видения двигательных установок с нулевым уровнем выбросов», — заявил Пол Перера, генеральный директор и соучредитель HyFlux. — «Объединяя передовые разработки Университета Виктории в Веллингтоне и инженерный опыт мирового класса в Великобритании, мы создаем мощную инновационную платформу для чистой авиации».
Джеймс Хант, руководитель проекта от AMRC, добавил, что полученное финансирование подтверждает жизнеспособность выбранной технологии для декарбонизации авиации. «Команда, которую собрал Пол, просто огромна, и мы с нетерпением ждем возможности применить наши компетенции в области проектирования, моделирования и производства», — отметил он. В ходе работы специалисты будут использовать компьютерное моделирование для создания максимально эффективных компонентов, а наземные испытания на передовом оборудовании IAAPS помогут снизить риски перед будущими летными демонстрациями.