Клайпедский порт делает решительный шаг к устойчивому будущему, начиная реализацию проекта, который сделает его первым в Литве и странах Балтии центром по производству и поставкам зеленого водорода. Экологически чистое топливо будет предназначено для судов, различных видов портовой техники и частного транспорта. Разрешение на строительство уже получено, и работы начнутся в ближайшее время.
Генеральный директор Дирекции Клайпедского государственного морского порта Альгис Латакас сообщает, что Клайпедский порт ставит перед собой амбициозную цель – стать первым в Литве и Балтийском регионе, кто будет эксплуатировать станцию по производству зеленого водорода. Он отмечает, что быть первым означает ступать на неизведанную территорию, что не всегда легко, но, несомненно, этого стоит. По его словам, выбирая «зеленый» путь, Клайпедский порт демонстрирует свою приверженность обязательствам Европейского Союза и Литвы и предпринимает смелые шаги вперед: в следующем году порт планирует начать производство зеленого водорода, а судно, работающее на этом топливе, уже строится.
Процедура тендера на строительство, объявленная Дирекцией Клайпедского государственного морского порта, находится на завершающей стадии. Строительные работы планируется начать в июне. Для этого будет подготовлена специализированная площадка, на которой построят новые или реконструируют существующие инженерные сети, включая электроснабжение, водопровод, бытовую и ливневую канализацию, водородные трубопроводы и линии связи.
Водородная установка будет смонтирована в стандартном 40-футовом морском контейнере. Планируемая потребляемая электрическая мощность оборудования для производства водорода в Клайпедском порту составит 2,25 МВт. Инфраструктура будет адаптирована для снабжения водородом как судов, так и наземного транспорта – легковых автомобилей, грузовиков и автобусов.
Ожидается, что станция будет производить 127 тонн водорода ежегодно. Одновременно с подготовкой к производству разрабатываются планы по использованию этого экологически чистого топлива.
В прошлом году Дирекция Клайпедского государственного морского порта подписала меморандум с клайпедской портовой стивидорной компанией Bega. Согласно этому соглашению, стороны обязались изучить возможности применения зеленого водорода в оборудовании, эксплуатируемом на терминале.
В конце прошлого года также было заключено соглашение о сотрудничестве с LTG Group. Оно направлено на изучение перспектив использования зеленого водорода в железнодорожном транспорте, участие в проектах, финансируемых Европейским Союзом, а также на объединение ресурсов и экспертных знаний для развития цепочки поставок зеленого водорода.
Проект реализуется в рамках Плана восстановления экономики и повышения ее устойчивости «Литва нового поколения» (Next Generation Lithuania), финансируемого из фонда восстановления и устойчивости Европейского Союза NextGenerationEU. Общая предполагаемая стоимость проекта станции по производству и заправке водородом составляет около 12 миллионов евро, из которых примерно 6 миллионов евро будут покрыты за счет средств ЕС.