В немецком районе Рейн-Эрфт готовится значительный шаг на пути к экологически чистому будущему: местная транспортная компания REVG Rhein-Erft-Verkehrsgesellschaft mbH объявила о предстоящем запуске 26 современных водородных автобусов Solaris Urbino nE12 Hydrogen. Эти инновационные транспортные средства, работающие на водородных топливных элементах, призваны кардинально изменить облик общественного транспорта, сделав его тише, чище и эффективнее. Официальная презентация новой техники для широкой общественности намечена на 2 июня 2025 года, однако первые два «зеленых» гиганта выйдут на маршруты уже в июле 2024 года. Полностью же поставка всех 26 автобусов завершится к концу июня 2025 года.
Технологической особенностью новых автобусов является использование водородных топливных элементов, продуктом работы которых становится исключительно водяной пар, что полностью исключает вредные выбросы в атмосферу. Запас хода на одной заправке достигает внушительных 350 километров, а сам процесс пополнения запасов водорода занимает не более 10-15 минут. В основе силовой установки лежит топливный элемент Ballard мощностью 70 кВт, который в паре с производительными электродвигателями и тяговой аккумуляторной батареей обеспечивает плавное, бесшумное и экологичное движение. Визуально автобусы выделяются приподнятой конструкцией крыши, где скрыты топливные элементы и пять композитных резервуаров для хранения водорода. Принцип работы прост: в топливном элементе водород преобразуется в электричество и водяной пар; полученная электроэнергия накапливается в батареях и питает двигатели.
Компания REVG ежедневно перевозит множество жителей района на работу, в учебные заведения, медицинские учреждения или к местам отдыха. Автобусный парк REVG и привлеченных подрядчиков ежегодно преодолевает 9,2 миллиона километров по регулярным маршрутам. Внедрение 26 водородных автобусов, которые заменят устаревшие дизельные модели, приведет к существенному сокращению выбросов парниковых газов – ориентировочно на 1500 тонн CO2 ежегодно, что является важным вкладом в улучшение экологической обстановки.
Заправка экологически чистых машин будет производиться на собственных площадях REVG, где в октябре 2024 года экспедиторская компания Rheinland Hilde Freund GmbH & Co. KG построит специализированную водородную заправочную станцию. Ключевым моментом является то, что станция будет использовать исключительно «зеленый» водород, произведенный с помощью возобновляемых источников энергии. Управляющий директор REVG Вальтер Райнарц сообщает, что использование «зеленого» водорода полностью соответствует требованиям Федерального министерства по содействию закупкам транспортных средств. Он также отмечает, что новая заправочная инфраструктура гарантирует круглосуточную и круглогодичную эксплуатационную готовность автобусов, а поставки «зеленого» водорода обеспечит Messer Group, признанный специалист в области промышленных, медицинских и специальных газов.
Грегор Голланд, председатель наблюдательного совета REVG, говорит, что решение в пользу водородной технологии является результатом тщательного анализа осуществимости проекта и стратегического видения будущего. Он выражает поддержку со стороны наблюдательного совета этому технологическому прорыву и приветствует курс на устойчивое развитие транспортного предприятия. В REVG подчеркивают, что их закупочная стратегия всегда стремится к оптимальному балансу между технологической реализуемостью, экономической эффективностью и экологической ответственностью. Размышляя о перспективах, управляющий директор REVG Мартин Гавриш добавляет, что, хотя пока сложно с уверенностью сказать, станет ли водород доминирующим источником энергии в долгосрочной перспективе, компания неизменно будет стремиться к расширению использования транспортных средств на альтернативных видах топлива.
Проект по переоснащению части автобусного парка водородными технологиями получил весомую государственную поддержку. Федеральное министерство транспорта (BMV) выделило 7,488 миллиона евро в рамках программы поощрения альтернативных систем привода для автобусов в сфере пассажирских перевозок. Финансирование также поступает по линии Немецкого плана восстановления и устойчивости (DARP) через Европейские фонды восстановления и устойчивости (ARF) в рамках масштабной программы NextGenerationEU. Координацию процесса предоставления финансирования осуществляет NOW GmbH, а практическую реализацию – Агентство по управлению проектами Юлих (PtJ).